Этой статьей открывается цикл, посвященный определению стоимости компаний, относящихся к различным отраслям малого бизнеса, на основе простых мультипликаторов или численных соотношений.

Начнем с определения стоимости заведений общепита – кафе, ресторанов, баров, столовых и т.д.

Методика проведения анализа вкратце такова.

Сейчас в сети Интернет существует множество специализированных сайтов, на которых размещаются объявления о продаже и покупке компаний из разных отраслей бизнеса. Продаваемые подобным образом фирмы в основном относятся к категории малых или средних.

Состав и структура объявлений о продаже дают общее представление о конкретном бизнесе: краткое описание, местоположение, основные особенности, а так же, довольно часто, некоторые цифры, характеризующие финансовое и экономическое состояние компании: размер выручки и чистой прибыли, численность сотрудников, состав основных средств и т.д.

На основе этой информации, сделав выборку компаний из одной сферы деятельности, довольно легко получить общее представление о состоянии всей отрасли, а так же определить некоторые присущие ей общие закономерности.

В частности можно определить значение основных мультипликаторов, таких как цена/выручка или цена/прибыль. Или же установить ожидаемые значения показателей эффективности бизнеса: рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.

Итак, начнем исследование заведений общепита.

Вот характеристики исходной выборки компаний:

  •  Дата сбора информации: 1 квартал 2012 года.
  •  Адреса сайтов, по которым проводилась выборка: salebis.ru, bizzona.ru, ab-br.ru.
  •  Количество отобранных объявлений: 76
  •  Критерии отбора объявлений: отрасль – общепит, наличие в тексте объявления финансово-экономической информации (размер выручки или чистой прибыли за период), бизнес располагается на арендованных площадях.
  •  Регионы, попавшие в выборку: Москва и Санкт-Петербург – 51, региональные центры (Архангельск, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Муром, Новосибирск, Пенза, Пермь, Саратов) – 16, прочие населенные пункты – 9.
  •  Организационно-правовая форма выбранных компаний – преимущественно ООО.

Следует особо уточнить, что в качестве стоимости компания берется цена предложения.

Мультипликаторы.

1. Цена/месячная выручка.

Выборочные данные показывают, что значение мультипликатора цена/месячная выручка для отрасли в настоящее время находится на уровне ~ 4,5. Иными словами цена продаваемого бизнеса вероятнее всего будет составлять сумму выручки примерно за 4,5 месяца работы заведения общественного питания.

Зависимость между ценой и размером выручки довольно высока. Хотя нельзя сказать, что стоимость бизнеса, по мнению продавцов, однозначно формируется только за счет величины продаж.

2. Цена/ месячная прибыль.

По выборочным данным стоимость компании отрасли вероятнее всего будет находиться в диапазоне от 19-ти до 21-го месячного размера чистой прибыли фирмы. По мнению продавцов именно за такой срок в среднем подобный бизнес может окупиться.

Это означает, что коэффициент капитализации в отрасли, рассчитанный по показателю чистой прибыли, составляет ~ 0,6.

3. Цена/количество посадочных мест.

Продавцы оценивают стоимость одного посадочного места собственного бизнеса в широком диапазоне от 35 до 48 тыс. руб.

Уровень связи между ценой и количеством посадочных мест заведения общественного питания заметно ниже, чем у предыдущих показателей выручки и прибыли. Видно, что в нижней части графика (до 75 мест) значения группируются по иному, нежели в верхней части, где большая часть значений располагается выше линии тренда.

4. Цена/ общая площадь помещений.

В среднем стоимость 1 кв.м. общей площади, на которой размещается компания общественного питания, оценивается продавцами в диапазоне от 15 до 20 тыс. кв.м. Следует учитывать, что речь в данном случае идет о чистой стоимости бизнеса расположенного исключительно на арендованных площадках. Оценка стоимости компании, которая обладает собственными помещениями, должна дополнительно учитывать стоимость владения недвижимостью.

Связь между ценой и площадью помещений заведения питания находится на низком уровне. Видно, что вся совокупность наблюдений распределяется по отдельным кластерам, часть которых лежит заметно выше линии тренда, а другая напротив ниже. Это придает мультипликатору цена/площадь малую степень достоверности.

5. Цена/ количество сотрудников.

По мнению продавцов, стоимость одного квалифицированного сотрудника отрасли составляет в среднем от 316 до 345 тыс. руб.

Любопытно, что уровень связи между числом сотрудников и ценой компании довольно высок. Хотя общее число наблюдений невелико, можно сказать, что для сделанной выборки предприятий общественного питания характерно более или менее рациональное использование сотрудников. Их численность в большинстве своем определяется на основе каких-то общих для отрасли нормативов обслуживания, которые зависят от величины бизнеса.

Сформулируем возможный алгоритм использования приведенных мультипликаторов при проведении практической оценки стоимости компании.

На основе имеющихся значений действительных показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятия общественного питания – выручки, чистой прибыли, числа мест, площади, численности сотрудников – следует рассчитать ряд значений стоимости для каждого выбранного показателя.

Затем следует ранжировать полученные результаты по какому-либо критерию или группе критериев: величина стандартной ошибки, уровень связи между ценой и показателем и т.д.

Далее на основе полученных рангов определяются веса для каждого из значений стоимости, и затем рассчитывается итоговая стоимость компании.

Приведем пример. Пусть оценивается компания со средней месячной выручкой 1 000 тыс. руб., величиной средней месячной прибыли за прошедший период 150 тыс. руб., числом посадочных мест 70 ед., расположенных на площади 250 кв.м., с численностью сотрудников 10 человек.

Рассчитаем ряд значений стоимости:

  •  По выручке: 4 580 тыс. руб.
  • По прибыли: 3 157 тыс. руб.
  • По числу мест: 3 143 тыс. руб.
  • По площади: 4 525 тыс. руб.
  • По численности: 3 446 тыс. руб.

В качестве критерия ранжирования выберем уровень связи между показателем цены и выбранными показателями. Тогда ранг по убыванию для каждого показателя будет следующим:

  •  Выручка – 2;
  • Прибыль – 1;
  • Число мест – 4;
  • Площадь – 5;
  • Численность сотрудников – 3;

На основе полученных рангов определим веса каждого показателя:

  •  Выручка – 0,2190;
  • Прибыль – 0,4380;
  • Число мест – 0,1095;
  • Площадь – 0,0876;
  • Численность сотрудников – 0,1459;

Тогда итоговая стоимость бизнеса составит 3 629 тыс. руб.

Во второй части мы рассмотрим некоторые финансово-экономические характеристики деятельности компаний отрасли общественного питания, которые бывают полезными при составлении бизнес-планов, оценке инвестиционных проектов или при определении стоимости бизнеса доходным подходом.