Рассмотрим ключевые социально-экономические показатели различных населенных пунктов и попробуем сопоставить их с уровнем развития розничной торговли в городах и районах.

Основные социально-экономические показатели муниципальных образований Свердловской области приведены в таблице[1].

Основные социально-экономические показатели муниципальных образований Свердловской области.

Основные социально-экономические показатели городов Свердловской области.

Далее проведем факторный статистический анализ, чтобы выделить из всего набора данных несколько составных ключевых факторов.

Определенные значения факторов для каждого муниципального образования приведены ниже в таблице[2].

Значения основных факторов характеризующих социально-экономического развитие муниципальных образований.

Результаты факторного анализа городов Свердловской области.

Рассмотрим, как зависит величина розничного торгового оборота в населенном пункте от значения каждого выбранного фактора.

В первую очередь выберем фактор – общее экономическое состояние населенного пункта. В данном случае он является совокупной характеристикой  таких показателей развития города, как уровень промышленного производства, размер средней заработной платы в городе, доля сотрудников занятых в городе.

Розничный товарооборот vs. экономическое состояние города.

Как видно на приведенном ниже графике, уровень торгового оборота на душу населения довольно сильно зависит от значения данного фактора. По сути, чем выше уровень экономического состояния, тем выше оборот розничной торговли.

Второй рассматриваемый фактор – удаленность от Екатеринбурга. По графику видно, что этот фактор имеет некоторое влияние на величину оборота розничной торговли, и чем ближе населенный пункт к областному центру, тем в среднем выше активность в рознице. Однако, общее влияние данного фактора на развитие торговли существенно ниже, чем в первом случае.

Розничный товарооборот vs. удаленность от Екатеринбурга.

Третий рассматриваемый фактор – инвестиционный потенциал города, который определяется на основе размера инвестиций в основные фонды, приходящиеся на жителя города. В данном случае влияние фактора на величину розничного оборота еще меньше, чем в предыдущем случае.

Розничный товарооборот vs. инвестиционный потенциал.

Последний выделенный фактор – уровень развития инфраструктуры розничной торговли. Значение этого фактора тем выше, чем больше торговой площади приходится на одного жителя и чем меньше доля продовольственных товаров занимает в розничном обороте. Как видим на графике, указанный фактор оказывает существенное влияние на величину розничного оборота, приходящегося на одного жителя. Чем выше обеспеченность торговыми площадями в городе и чем больше в структуре этих площадей занимает доля непродовольственных товаров – тем выше оказывается общий размер продаж на душу населения.

Розничный товарооборот vs. развитие торговой инфраструктуры.

На этом этапе можно сделать следующие предварительные выводы:

  • Величина розничного товарооборота на душу населения прямо зависит от двух главных факторов – общего состояния экономики города и уровня развития торговой инфраструктуры в нем.
  • Можно сказать, что увеличение обеспеченности торговыми площадями на душу населения в городе приводит к увеличению розничных продаж на душу населения. Иначе говоря, чем больше в городе магазинов, тем в среднем люди чаще покупают что-то в них за счет наличия выбора.
  • Для увеличения розничного оборота важной является так же структура розницы. При преобладании продовольственных магазинов совокупные продажи стагнируют.


[1] Источник данных: Свердлоблстат, Правительство Свердловской области.

[2] Расчеты в рамках проведенного факторного анализа данных для экономии места опущены.