Сегодня сделаем небольшой обзор состояния отрасли АЗС в Челябинской области.

Вначале проведем краткий анализ общей ситуации в отрасли розничной продажи бензина в РФ.

Динамика производства автомобильного бензина всех марок в РФ[1].

Динамика производства топлива в РФ

Объем производства бензина в РФ постоянно возрастает и в 2010 году достиг почти 36 млн. т. Если рассматривать долгосрочную динамику, то можно заметить, что после 2006 года уровень производства практически не изменился.

Динамика производства бензина в РФ

Одна из причин, по которой темпы роста производства бензина в РФ остаются на низком уровне, является высокий уровень загрузки производственных мощностей нефтеперерабатывающих предприятий и отсутствие ввода в действие новых мощностей. 

Динамика использования производственной мощности нефтеперерабатывающих предприятий РФ[2].

Динамика использования мощностей для производства топлива

Уровень использования мощности для производства топлива в РФ

На этом фоне происходит неуклонное увеличение числа зарегистрированных автомобилей.

Динамика количества зарегистрированных автомобилей всех типов в РФ[3].

Динамика количества зарегистрированных автомобилей в РФ

В среднем за последние двенадцать лет ежегодный прирост автомобильного парка в стране составлял почти 1,6 млн. ед.

Количество зарегистрированных ТС в РФ

Если сопоставить объем производства бензина с числом единиц автомобильного транспорта, то можно заметить существенное отставание в динамике топлива наметившейся после 2007 года.

Сопоставление динамики числа ТС и производства бензина в РФ

Рассмотрим далее динамику цен производителей и розничных цен на топливо[4]. 

Динамика цен на топливном рынке.

Динамика цен производителей и потребителей на топливном рынке РФ

В рассматриваемом периоде цены на топливо имели постоянные абсолютные показатели роста. Так цены производителей в среднем вырастали на  1188 руб. за тонну (или топлива ежегодно, а цена на потребительском рынке росли в среднем на 1,59 руб. за литр топлива в год.

Динамика цен производителей на топливо

Сопоставление динамики цен со стороны производителей и потребителей топлива показывает, что в последние 6-7 лет на рынке наблюдается существенное сужение спрэда между ценой НПЗ и конечной ценой топлива для потребителя.

Динамика цен потребителей на топливо

Сопоставление динамики цен потребления и цен производства топлива в РФ

С учетом того, что в рамках этого спрэда действуют и оптовые и розничные продавцы топлива можно констатировать, что в среднесрочной перспективе в оптовом и розничном звене рынка вероятнее всего следует ожидать снижение валовой маржи.

Уровень валовой маржи между ценами потребления и производства топлива в РФ


[1] Данные Росстата РФ.

[2] Данные Росстата РФ.

[3] Данные Росстата РФ.

[4] На примере наиболее массового бензина АИ-92 и его аналогов.