Посмотрим далее как ситуация на рынке спроса и предложения топлива сказывается на динамике численности автозаправочных станций в Челябинской области и ее крупнейших городах.

Динамика количества АЗС в Челябинской области, Челябинске и Магнитогорске, действовавших на розничном рынке.

Регион

2006

2010

В % к 2006 году

Челябинская область

470[1]

580[2]

123

Челябинск

120[3]

157[4]

131

Магнитогорск

65[5]

93[6]

143

Можно отметить, что количество АЗС неуклонно увеличивается примерно на 5-6 % в год.

Динамика среднегодовых продаж топлива АЗС в Челябинской области, действовавших на розничном рынке, тыс. л.[7]

Регион

2006

2010

В % к 2006 году

Челябинская область

1077,05

1083,37

1,006

При этом на фоне возрастающего спроса со стороны владельцев автомобилей средние продажи топлива в натуральном выражении, приходящиеся на одну АЗС, за рассматриваемый период практически не изменились.

Таким образом, на топливном рынке на уровне розничных продаж бензина можно выделить в настоящее время две основные тенденции:

  • ограниченность роста предложения топлива, связанная с политикой проводимой крупными нефтеперерабатывающими предприятиями;
  • постоянный рост спроса на топливо за счет увеличения количества автомобильного транспорта.

Основными барьерами входа на рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников рынка в Челябинской области являются[8]:

  • наличие на территории области Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт», входящего в ВИНК ЛУКОЙЛ, что обеспечивает ему прямые, бесперебойные поставки качественного бензина автомобильного и дизельного топлива, наличие у этого общества большого количества АЗС и нефтебаз. Единственным поставщиком бензина автомобильного и дизельного топлива для Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» является ООО «ЛУКОЙЛ–Уралнефтепродукт».
  • административные барьеры: АЗС — это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требует согласования с ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности.
  • барьеры капитальных затрат. Основными статьями затрат на строительство АЗС являются:комплекты аппаратуры, емкости для хранения топлива, здание для оператора, обустройство подъездных путей и соответствующей инфраструктуры.
  • ограниченность земельных участков на территориях муниципальных образований, которые могут быть использованы под строительство новых АЗС.
  • консерватизм потребителя. Потребители автомобильного топлива Челябинской области приверженны к брендированным нефтепродуктам, а именно к маркам ОАО НК «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Сибнефть», что также определяет необходимость дополнительных издержек потенциального конкурента на рекламу собственного бренда или за пользование чужого бренда.

Таким образом, высокие барьеры на входе в рынок ограничивают число его участников, что в целом стабилизирует общую ситуацию, не позволяя снизить среднеотраслевые показатели деятельности компаний отрасли.

Рассмотрим далее динамику цен на топливо в Челябинской области[9].

Динамика цен на бензин марки АИ-92, руб. за литр.

Динамика цен на бензин АИ-92

Можно отметить, что последние тринадцать лет изменение цен на топливном рынке в РФ и Челябинской области проходило в соответствии  с долгосрочным трендом, при котором в среднем цена на топливо изменялась ежегодно на 1,59 руб. за литр.

Динамика цен на бензин АИ-92

Хотя в отдельные периоды наблюдались некоторые отклонения от указанного тренда, но в среднем общая динамика выдерживалась с завидным постоянством.

Цикличность цен на рынке топлива

При постоянстве абсолютных показателей роста цен на топливо, относительные показатели роста естественно снижались.

Темпы роста цен на рынке топлива

В целом можно сделать вывод, что в будущем вероятнее всего следует ожидать продолжения отмеченной динамики цен на топливном рынке, а именно: постоянства абсолютного роста цена на уровне 1,59 руб. за литр при снижении относительных показателей.

Сопоставление цен на бензин АИ-92 по РФ и Челябинской области.


[1] Источник данных: ФАС РФ (http://www.fas.gov.ru/files/15390/4ELABA_1.doc).

[2] Источник данных: autochel.rutext/autostop/496031.html

[3] Источник данных: ФАС РФ (http://www.fas.gov.ru/files/15390/4ELABA_1.doc).

[4] Источник данных: autochel.rutext/autostop/496031.html

[5] Источник данных: ФАС РФ (http://www.fas.gov.ru/files/15390/4ELABA_1.doc).

[6] Источник данных: электронная карта Дубль-Гис-Магнитогорск.

[7] Определено на основе данных агентства Fira.ru о величине розничного оборота по автомобильному бензину, средней цене топлива и количеству АЗС,

[8] Источник данных: ФАС РФ (http://www.fas.gov.ru/files/15390/4ELABA_2.doc).

[9] На примере наиболее массового бензина АИ-92 и его аналогов.