Сделанный в предыдущей части статьи вывод о том, структура производственных затрат портовых компаний Астрахани в значительной мере похожа и, следовательно, уровень валовой рентабельности их деятельности напрямую зависит от размера оборота, можно подтвердить, рассмотрев соотношение валовой рентабельности работы портов и их физического грузооборота за определенный год.

Ниже приведены данные по величине и структуре грузового оборота портовых компаний Астрахани[1].

Грузооборот и его структура. Порты Астрахани.

Как можно заметить и в данном случае величина валовой рентабельности порта напрямую зависит от объектов его грузооборота.

Зависимость рентабельности порта от его грузооборота.

Любопытно заметить, что в данном случае кроме непосредственно самого грузооборота на величину валовой рентабельности влияет и структура отгружаемых товаров.

Ниже приведена двухфакторная статистическая модель, которая ставит валовую рентабельности в зависимость от двух факторов: физической величины грузооборота и доли металлопродукции в структуре грузов.

Модель зависимости рентабельности порта от его оборота и структуры грузов.

Как видим рост первого фактора увеличивает валовую рентабельность порта, а рост второго фактора, напротив, уменьшает этот показатель.

В совокупности два указанных фактора на 90 % объясняют вариабельность уровня валовой рентабельности.


[1] Источник данных: ФГУ «АМП Астрахань», www.ampastra.ru/worddoc/6.pdf