Продолжаем начатую ранее тему сравнительной оценки стоимости компаний малого бизнеса. Методика исследования описана в первой статье цикла.
Сегодня речь пойдет об автосервисах и станциях технического обслуживания автомобилей.
Приведем общие характеристики исходной выборки компаний:
- Дата сбора информации: 1 квартал 2012 года.
- Адреса сайтов, по которым проводилась выборка: businessesforsale.ru, biznes4sale.ru.
- Количество отобранных объявлений: 99.
- Критерии отбора объявлений: отрасль – автосервисы, станции и пункты технического обслуживания автотранспорта, наличие в тексте объявления финансово-экономической информации (размер выручки или чистой прибыли за период), бизнес располагается на собственных или арендованных площадях.
- Регионы, попавшие в выборку: Москва и Санкт-Петербург – 57, региональные центры (Астрахань, Барнаул, Владивосток, Красноярск, Курск, Новосибирск, Н.Новгород, Оренбург, Саратов, Тюмень, Хабаровск и др.) – 26, прочие населенные пункты – 16.
- Организационно-правовая форма выбранных компаний – преимущественно ООО.
В качестве стоимости компания берется цена предложения, указанная в объявлении о продаже бизнеса.
Мультипликаторы.
Все предложения о продаже автосервисов условно можно разделить на две большие группы: те, которые располагаются на арендованных площадях (большая часть), и те которые располагаются на собственных площадях.
Для указанных групп величина основных экономических и финансовых показателей довольно сильно отличается. Поэтому в дальнейшем, если особо не указано иное, эти группы рассматриваются по отдельности.
1. Цена/годовая выручка.
Анализ выборки компаний отрасли, располагающихся на арендованных площадях, показывает, что стоимость бизнеса для них в основном находится в диапазоне от 3,4 до 4,6 месячных продаж предприятия.
Вариативность значений мультипликатора высокая. Уровень связи между ценой и выручкой – средний. Зависимость между показателями, безусловно, есть. Это хорошо видно на графике, где цена и выручка представлены в форме натуральных логарифмов.
Для компаний, имеющих собственные производственные площади, стоимость составляет уже 13 до 24 месячных оборотов, а по отдельным фирмам достигает 120 и более месяцев продаж.
Очевидно, в данном случае стоимость бизнеса зависит не столько от экономических показателей работы, а от характеристик недвижимости, которой владеет компания.
Существенное расхождение оценок величины мультипликатора, полученных разными методами, объясняется тем, что отдельные высокие показатели оказывают значительное влияние на итоговый результат, вероятнее всего искажая реальную картину.
В этом случае лучше ориентироваться на медианное значение или на значение, полученное по методу наименьших квадратов. Они дадут более адекватное значение стоимости.
2. Цена/ годовая прибыль.
По данным выборки стоимость компаний автосервиса, расположенных на арендованных площадях, в среднем составляет от 16 до 21 месячных значений чистой прибыли. Это позволяет оценить коэффициент капитализации, рассчитанный по показателю чистой прибыли, для указанных предприятий на уровне ~ 0,6-0,7.
Для компаний, имеющих собственные площади, значение мультипликаторы существенно выше и составляет от 5 до 11 годовых показателей чистой прибыли. В данном случае значение коэффициента капитализации по чистой прибыли составляет от 9 до 19 %.
Во второй части статьи рассмотрим основные финансово-экономические показатели компаний малого бизнеса из отрасли автосервиса.