Продолжаем начатую ранее тему сравнительной оценки стоимости компаний малого бизнеса. Методика исследования описана в первой статье цикла.

Вторая часть цикла была посвящена оценке стоимости СТО и автосервисов.

На этот раз поговорим об аптеках и их приблизительной стоимости.

Ниже даны характеристики исходной выборки компаний аптечного бизнеса, на основе показателей которых мы будем делать  выводы и заключения:

  •  Дата сбора информации: 1 квартал 2012 года.
  •  Адреса сайтов, по которым проводилась выборка: businessesforsale.ru, biznes4sale.ru, bizzona .ru.
  •  Количество отобранных объявлений: 106.
  •  Критерии отбора объявлений: отрасль – аптеки и аптечные сети, наличие в тексте объявления финансово-экономической информации (размер выручки или чистой прибыли за период), бизнес располагается на арендованных площадях.
  •  Регионы, попавшие в выборку: Москва и Санкт-Петербург – 67, региональные центры (Астрахань, Барнаул, Владивосток, Красноярск, Курск, Новосибирск, Н.Новгород, Оренбург, Саратов, Тюмень, Хабаровск и др.) – 16, прочие населенные пункты (в основном Московская область) – 23.
  •  Организационно-правовая форма выбранных компаний – преимущественно ООО.

В качестве стоимости компания берется цена предложения, указанная в объявлении о продаже бизнеса.

Обычно стоимость аптеки определяется без учета товарного запаса, который плюсуется к итоговому результату дополнительно. Если в собственности имеется недвижимость, то ее стоимость так же плюсуется. Кроме того, из стоимости вычитается долг компании, если такой есть в наличии.

Ниже представлены сведения о среднем сроке существования аптечного бизнеса, который выставлен на продажу.

Таблица. Срок существования аптеки на рынке перед продажей.

Таблица. Срок существования аптеки на рынке перед продажей.

Как видим, в основном на продажу выставляются фирмы, которые находились на рынке совсем немного один, два или три года – достаточный срок для оценки радужных перспектив недавно открытого бизнеса.

Мультипликаторы.

 Так как большинство предложений по продаже аптек сосредоточено на Москве, причем средние показатели по столице иногда заметно отличаются от других городов и районов, выборку в некоторых случаях разделим на две части – московскую и региональную.

1. Цена/месячная выручка.

Таблица. Мультипликатор P/S для аптек.

Таблица. Мультипликатор P/S для аптек.

Для Москвы значение мультипликатора P/S по аптечному бизнесу находится в диапазоне от 1,5 до 3,5. Нельзя сказать, что стоимость и выручка в данном случае тесно связаны, особенно для компаний, чьи месячные продажи не превышают 50 тыс. долларов. Кажется, что для более крупных предприятий определенность более высока. Но их число невелико. Поэтому делать однозначные выводы не приходится. В целом диапазон слишком велик.

График. Мультипликатор P/S для аптек Москва.

График. Мультипликатор P/S для аптек Москва.

Для региональных компаний связь между стоимостью и продажами более четко выражена. Значение мультипликатора P/S находится на уровне 2,5-3. Средние и медианные значения близки к московским цифрам.

График. Мультипликатор P/S для аптек регионы.

График. Мультипликатор P/S для аптек регионы.

В общем же можно заключить, что стоимость аптеки вероятнее всего будет составлять от 2,5 до 3 показателей средних месячных продаж.

График. Мультипликатор P/S для аптек все данные.

График. Мультипликатор P/S для аптек все данные.

2. Цена/месячная прибыль.

Таблица. Мультипликатор P/E для аптек.

Таблица. Мультипликатор P/E для аптек.

Зависимость между ценой аптеки и ее прибылью выражена во всех случаях более четко, чем та же зависимость между стоимостью и продажами. Возможно, это связано с меньшим числом наблюдений. 

График. Мультипликатор P/E для аптек Москва.

График. Мультипликатор P/E для аптек Москва.

Для Москвы значение мультипликатора P/E находится в диапазоне 22-30.

График. Мультипликатор P/E для аптек регионы.

График. Мультипликатор P/E для аптек регионы.

Для регионов границы этого диапазона смещены вниз. Стоимость аптек оценивается от  20 до 23 средних месячных показателей прибыли.

График. Мультипликатор P/E для аптек все данные.

График. Мультипликатор P/E для аптек все данные.

В целом по всем наблюдениям значение мультипликатора P/E находится в пределах 23-27.

3. Цена/площадь аптек.

Таблица. Мультипликатор Цена/ площадь аптеки.

Таблица. Мультипликатор Цена/ площадь аптеки.

Зависимость между ценой аптеки и размером занятых ею площадей в Москве практически не наблюдается. Очевидно, это связано с высокой степенью влияния местоположения аптеки в столице на величину ее финансовых показателей.

График. Мультипликатор цена/площадьаптек Москва.

График. Мультипликатор цена/площадь аптек Москва.

Для регионов такая зависимость проявляется достаточно четко, хотя и видны отдельные значительные выбросы, далеко отходящие от линии линейного тренда.

График. Мультипликатор цена/площадь аптек регионы.

График. Мультипликатор цена/площадь аптек регионы.

В среднем 1 кв.м. общей площади аптеки оценивается продавцами аптек на уровне от 1000 до 1500 долларов.

График. Мультипликатор цена/площадь аптек все данные.

График. Мультипликатор цена/площадь аптек все данные.

4. Цена/количество сотрудников.

Таблица. Мультипликатор Цена/ количество сотрудников аптеки.

Таблица. Мультипликатор Цена/ количество сотрудников аптеки.

Сильной связи между числом сотрудников и стоимостью аптеки не наблюдается. В среднем один квалифицированный сотрудник оценивается продавцами бизнеса в 24-24 тыс. долларов.

График. Мультипликатор цена/количество сотрудников аптек.

График. Мультипликатор цена/количество сотрудников аптек.

По традиции во второй части рассмотрим кухню аптечного бизнеса со стороны его владельцев. Как они представляют его изнутри и чем могут похвастать? Не переключайтесь!