2

В прошлом году в серии статей (здесь http://aestimator.ru/archives/220, здесь http://aestimator.ru/archives/296 и здесь http://aestimator.ru/archives/328) мы уже анализировали аптечный бизнес на предмет его возможной стоимости.

Сегодня немного освежим тему.

Как и в прошлый раз анализировать будем предложения о продаже аптек и небольших аптечных сетей.

Вот характеристики исходной выборки:

  • Дата сбора информации: 1 квартал 2013 года.
  • Адреса сайтов, по которым проводилась выборка: businessesforsale.ru, biznes4sale.ru, bizzona.ru и др.
  • Количество отобранных объявлений: 307.
  • Критерии отбора объявлений: отрасль – аптеки и аптечные сети, наличие в тексте объявления интересной финансово-экономической информации;
  • Для чистоты эксперимента в анализ включаются только те аптеки, бизнес которых располагается на арендованных площадях.

Приступим.

1.    Причины продажи аптек.

В начале рассмотрим причины, по которым собственники продают свой бизнес.

Apt-2013-1

Как видим, к основным причинам продажи относятся личные причины, не связанные с бизнесом (более 55 , это смена адреса или вида деятельности), или финансовые проблемы владельцев аптеки (24 %).

2.    Срок существования бизнеса.

Apt-2013-2

Если рассматривать средний срок существования аптечного бизнеса, который выставляется на продажу, то, после того как мы рассмотрели причины продажи, у стороннего наблюдателя может сложиться устойчивое чувство, что после года или максимум двух лет работы у собственников аптеки возникает непреодолимое желание куда-нибудь срочно уехать или в крайнем случае сменить вид деятельности.

Apt-2013-1

«А-а-а, нет, только не аптеки». Ужас. Видимо какие-то темные силы действуют в этой отрасли, о которых мы еще много не знаем.

3.    Срок окупаемости бизнеса.

Apt-2013-3

С другой стороны, если посмотреть на заявленную окупаемость аптек, то все выглядит не так уж плохо. В среднем для того, чтобы отбить начальные вложения собственникам вроде бы требуется всего на всего два года. Ляпота.

Apt-2013-2

Правда почему-то продавать бизнес большинство владельцев начинают еще до того как получат прибыль. Загадка.

4.    Выручка аптеки.

Вот как выглядят средние характеристики по продажам аптек из выборки:

Apt-2013-4

В основном продаются аптеки с месячной выручкой до 2 млн. руб. в месяц. Доля крупных аптек незначительна.

Apt-2013-3

Средний размер продаж с 1 квадратного метра аптеки составляет около 25 тыс. рублей в месяц, при этом типичный уровень этого показателя находится на отметке 18-20 тыс. руб.

Apt-2013-4

Любопытно отметить, по крайней мере, две зависимости величины удельной выручки:

  • От местоположения аптеки. Как видно на графике потенциальная выручка растет с ростом потенциального пешеходного траффика.

Apt-2013-5

  • От размера аптеки. С ростом площади аптеки удельная отдача с квадратного метра сокращается. На графике можно выделить две зоны: первая для аптек, площадью до 150 кв. м., для которых размер выручки с метра находится в диапазоне от 22 до 30 тыс. руб. Для аптек, площадь которых больше 150 кв. м., удельный размер выручки падает до 10-15 тыс. руб.

Apt-2013-6
5.    Прибыльность аптеки.

Apt-2013-5

Рентабельность аптечного бизнеса, по мнению продавцов, составляет что-то около 10-12 %.

Apt-2013-7

Любопытно сопоставить эти данные с данными Росстата о величине рентабельности в отрасли.

Apt-2013-8

Как обычно бывает, истина, скорее всего, находится где-то посередине.

L0006857 A fashionable young lady asking a pharmacist about the durab