Открываем цикл статей, которые будут посвящены экономическому анализу некоторых специфических отраслей бизнеса, которые обычно предлагаются в качестве золотого дна для малого и среднего бизнеса.

Начнем с экзотики и в первую очередь рассмотрим перспективы организации страусиной фермы в регионе, удаленном от Москвы и С.Петербурга.

Работа будет выполнена в форме краткого бизнес-плана, цель которого — оценить реальные возможности бизнеса.

Все цены в статье даны на 2009 год.

Итак, приступим.

1. Общие сведения о страусоводстве в РФ.

По данным сельскохозяйственной переписи общее поголовье страусов в РФ составляет 4000 – 4500 голов. На рынке сейчас присутствует около 250 ферм, разводящих этих животных.  Общая численность племенного стада страусов составляет ~ 1000 голов.

Начало производства страусов в РФ относится к концу 90-х годов прошлого века. Тогда в Московской области были примерно в одно время открыты 4 фермы по разведению и выращиванию этих птиц. В настоящее время из четырех ферм  на рынке осталось только две. Причем одна из оставшихся относительно недавно поменяла хозяина. Прежний был неудовлетворен уровнем прибыльности хозяйства.

Годовое потребление страусиного мяса в РФ не превышает 100 тонн. С учетом того, что розничная цена в торговой сети этого мяса может достигать 1500 рублей за кг. круг его потребителей ограничен только достаточно состоятельными людьми.

Обычно разделяют два основных направления страусоводства: племенное и товарное. Племенное направление занимается выращиванием птиц на продажу. Товарное производит конечную продукцию: мясо, кожа, яйца, перья, а так же жир, используемый в парфюмерной промышленности. В РФ кроме прочего развит туристический аспект страусоводства, основанный на экзотической привлекательности этих животных в северной стране.

Сейчас в РФ преобладает племенное направление страусоводства. Практически все крупные фермы ориентированы именно на него. Товарное направление не так успешно. Большие фермы, которые изначально были ориентированы на производство мяса, в настоящее время либо закрылись, либо переориентировались на племенную работу. Причины, по которым сложилась такая структура рынка, будут раскрыты ниже.

Мясо страуса в целом считается диетическим и полезным. Однако имеются некоторые нарекания потребителей, связанные с качеством конечной продукции российских производителей. К основным претензиям можно отнести  «жесткость» мяса и его «постный» вкус. Российские страусы по сравнению с южноафриканскими или австралийскими считаются некачественными и дорогими. Причины этого лежат в условиях выращивания и содержания животных. Хотя страусы неприхотливы к внешним условиям, отсутствие солнца в зимний период все-таки сказывается на вкусовых качествах их мяса.

Многие эксперты отмечают низкую информированность потребителей о свойствах, да и просто о наличии самого продукта на рынке. Как всякий товар, относящийся к высокой ценовой категории, страусиное мясо требует особенного подхода к маркетинговому продвижению, делающему упор на соотнесении статуса товара статусу его покупателя.

При желании и «жесткость» и «постный» вкус мяса могут быть только плюсом, особыми качествами для «понимающих» людей, которые как раз и нужно «ценить». А такие его свойства как низкое содержание холестерина и малая жирность будут идеально встроены  в общемировой информационный «оздоровительно-похудательный» тренд. Правда проведение такой маркетинговой политики требует достаточно больших рекламных затрат. Что при текущем состоянии отрасли пока не представляется возможным.

2.         Примеры функционирования некоторых страусоводческих компаний.

Как отмечалось выше, производство страусов в РФ началось в конце 90-х годов прошлого века, когда на рынке практически одновременно начали действовать 4 компании. Планы у каждой из них были большими. Когда-то крупнейшая в РФ ферма «Лэмэк» планировала довести маточное поголовье страусов до 2000 голов и производить не менее 3600 тыс. тонн мяса в год. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, и из четырех фирм-первопроходцев на рынке остались только две – «Страфер» и «Русский страус».

Ферма «Страфер» была организована в 2000 году. Собственник за свой счет обучил в Голландии стажера-зоотехника и там же приобрел 80 породистых птиц. Величина инвестиций в обустройство фермы составила в ценах 2000 года порядка 600-700 тыс. $. Первые два года работы были не совсем удачны, так как голландцы не передали технологию изготовления кормов, страусов пытались кормить куриным кормом, отчего взрослые птицы и птенцы массово умирали. В результате маточное поголовье сократилось более чем вдвое. Только на третий год, после подбора состава корма, удалось получить более или менее приемлемые результаты. Однако проблемы со сбытом готовой продукции заставили компанию переключится с товарного производства на племенное. Сейчас «Страфер» является крупнейшим в РФ племенным производителем. По оценкам владельца фирмы даже в 2007 году (то есть после 7 лет работы) инвестиции в проект еще не окупились[1]. В планах владельца приобретение оборудования по переработке мяса птицы, которое позволило бы выровнять сезонность предложения мяса и мясопродуктов и заключить контракты с сетевой розницей по продаже продукции.

Основные показатели действующих ферм по разведению страусов 

Основные показатели действующих ферм по разведению страусов

 «Русский страус» так же довольно трудно начал. Ферма, рассчитанная на товарное производство 1000 страусов, имела поголовье не более 250 птиц. Дело дошло до того, что первый владелец решил расстаться с бизнесом. Однако это оказалось не так просто сделать. Поиски покупателя затянулись на 3 года. Начальная цена с 1,5 млн. $. снизилась  за это время до 1 млн. $. Новый владелец фермы рассчитывает увеличить поголовье до 3000-4000 птиц и перейти с преобладающего в структуре продаж племенного производства на товарное.

«Русский страус» является единственным в стране производителем имеющим сертификаты на мясо и яйца страуса. Продажа прав на сертификаты и сертификация других производителей в настоящее время является одним из основных направлений деятельности этого предприятия.

Вообще по оценкам многих экспертов стабильная и устойчивая работа страусиной фермы начинается обычно только через 2-3 года после начала деятельности. Кроме того по общему признанию в настоящее время более или менее прибыльным направлением является племенное разведение птиц. Товарное направление может быть рентабельно только при размере поголовья более 2000-3000 птиц. Только этот объем позволит выйти на сотрудничество с крупными торговыми сетями. Однако он требует значительных инвестиций не только в оснащение фермы и расширение стада, но и в перерабатывающее и холодильное оборудование.

Типичная структура дохода страусиной фермы.

Данные представленные в таблице показывают, что в настоящее время средний уровень загруженности страусиных ферм составляет 40-50 %. Стандартная относительно крупная ферма обычно рассчитывается на 1000 птиц с маточным поголовьем 70-80 особей. Площадь строений составляет 4500 – 5500 кв.м., площадь земельного участка 5,5-6 га.

 3. Примеры продажи  страусиных ферм.

 Собранные данные о предложениях по продаже страусиных ферм представлены в нижеследующей таблице. Хотя число аналогов не велико, некоторые выводы можно сделать, основываясь на этих, в общем-то, скудных примерах.

В целом хорошо видно, что стоимость ферм достаточно однородна и определяется только одним значимым ценообразующим фактором: размером производственных помещений. Так стоимость 1 кв.м. фермы «Русский страус» составляет 188 $, стоимость ферм в Челябинской и Ростовской областях ~ 200 $. То есть величины во всех случаях достаточно близкие. При этом средняя цена 1 кв.м. оборудованной фермы, по мнению продавца, составляет ~ 195 $.

Численность сотрудников так же более или менее определяется размерами фермы. Один сотрудник приходится в среднем на 240 кв.м. производственных помещений.

Сведения о предложениях страусиных ферм на продажу.

Сведения о предложениях страусиных ферм на продажу.

 


[1] В Европе срок окупаемости страусиных ферм составляет от 8 и более лет. Основной статьей инвестиционных затрат там является стоимость земли (или возмещение земельной ренты), так как фермы требуют больших площадей, а стоимость земли в Европе очень и очень высокая. Сам же бизнес по разведению страусов считается высоко рискованным.