Продолжаем начатую ранее тему оценки эффективности страусоводства.

4. Экономические особенности функционирования страусиных ферм.

Европейские страусоводы оценивают объем регионального рынка  обычно так: к потребителям относят 1 % населения данного региона. Это примерное количество людей с достатком, которые могут себе позволить один раз в год попробовать (хотя бы ради интереса) дорогое страусиное мясо по цене 15-20 евро. На одного человека из этой группы будет приходиться не более1 кг. мяса в год.

Учитывая, что разрыв в уровне среднедушевых доходов между европейскими странами и РФ составляет не менее чем 8 раз, можно примерно оценить российский региональный уровень потребления страусиного мяса.

 Оценка объема рынка страусиного мяса в РФ и необходимого количества страусов.

Оценка объемов рынка страусиного мяса.

Из представленной таблицы видно, что в целом даже небольшая ферма при эффективной работе может закрыть полностью потребности в страусином мясе всего Уральского региона.

Здесь возникает основная проблема страусоводства в РФ. В принципе одна-две очень большие фермы могут закрыть потребность в страусином мясе по всей стране. В этом случае существенная экономия на издержках связанная с масштабами позволила бы значительно удешевить себестоимость производства и в конечном итоге еще больше расширить круг потребителей за счет выхода продукции из сегмента «премиум» в более демократичные ценовые сегменты.

Однако большая территория страны и связанная с этим распыленность основных потребителей делают невозможной концентрацию производства в одном месте, так как затраты связанные с распространением продукции превышают любую экономию на издержках от крупномасштабного производства.

Кроме того организация крупного производства требует достаточно больших инвестиционных затрат. При длительном сроке окупаемости (от 8 лет) и очень больших рисках (особенно на начальной стадии производства), связанных с этим видом бизнеса, людей которые вложили бы крупные средства в такой проект, пока нет.

В результате отрасль производства страусиного мяса попадает в стратегическую ловушку, когда развитие отрасли сдерживается самой структурой спроса и особенностями экономической географии страны. В этой ситуации мелкие производители лишь частично удовлетворяют даже региональный спрос, так как для них остаются  недоступными основные каналы распределения продовольственной продукции – крупные торговые сети, условиями работы с которыми предполагают надежность и стабильность относительно крупных поставок мяса[1].

В Европе из этого положения выходят созданием кооперативных объединений мелких производителей страусиного мяса, которые ведут единую сбытовую политику, что позволяет выстроить более-менее приемлемые отношения с крупными торговыми сетями за счет перераспределения поставок от одного узла производственного объединения другому.

Кроме того такие объединения позволяют экономить на сопутствующих издержках, связанных с забоем и переработкой птицы. Создание дорогостоящих боен и перерабатывающих комбинатов централизуется, инвестиционные затраты распределяются между множеством товаропроизводителей.

В РФ такое  развитие событий если и возможно, то только в рамках регионов с большой плотностью населения, ограниченных, по сути, лишь центральными областями страны.

Собственно поэтому на сегодняшний день в РФ большинство крупных ферм работает на рынке племенного разведения птиц. В этой области пока нет серьезной конкуренции, каналы распределения продукции более или менее налажены, большие затраты на рекламу и продвижение продукции не требуются, а уровень рентабельности позволяет более-менее сносно существовать в рамках ранее созданного бизнеса. Понятно, что это очень узкий рынок и любой новый крупный игрок может радикально изменить расстановку сил.

В общем же можно отметить, что для регионального центра, удаленного от столицы, организация племенного стада не представляется возможной, так как потенциальной количество потребителей ограничено, а значительные расстояния до центральных областей страны с высокой плотностью населения делают невыгодной организацию транспортировки птицы. Единственным вариантом развития страусиного хозяйства на Урале является товарное производство мяса страусов.

5. Технологические особенности функционирования страусиных ферм.

Продуктивный период страуса составляет 30-35 лет при продолжительности жизни 70-75 лет. Взрослый страус имеет вес около120 кг. Половая зрелость у птиц наступает в возрасте 24 месяцев.

На страусиных фермах птиц держат семьями обычно в соотношении самцов и самок 1 к 2.

Продуктивный сезон страуса продолжается с марта по октябрь месяц в зависимости от погодных условий. Считается, что одна самка за сезон способна дать от 40 до 80 яиц. Однако на реальных фермах яйценоскость страусов составляет 25-30 яиц за сезон. Следует учитывать, что из общего числа снесенных яиц количество оплодотворенных составляет от 50 до 90 % (в среднем 70 %). Выход птенцов из оплодотворенных яиц составляет от 60 до 95 % (в среднем 75 %). При этом до 3-х месячного возраста доживают только от 80 до 90 % новорожденных птенцов (в среднем 85 %).

Страусиные фермы рекомендуется создавать на расстоянии не менее300 метровот ферм других животных и не менее100 метров от хозяйственных построек.

Постройка, предназначенная для страусов, должна быть разделена на сектора, в которых будут содержаться птицы разного возраста. Сектор для птенцов и молодняка должен иметь исправное отопительное оборудование. Для птиц старше 6 месяцев отопительное оборудование не требуется.

Размеры здания зависят от размера стада и предполагаемого объема производства. Площадь стойла должна составлять 8-10 кв.м. на одну взрослую птицу, и от 0,2 до 5-6 кв.м. на молодняк в зависимости от его возраста.

Загоны должны непосредственно прилегать к зданию. Каждое помещение должно иметь свой выход к отдельному загону. Минимальная площадь загонов для птиц до третьего месяца жизни должна быть не менее 5 кв.м. на птицу, с третьего по шестой месяцы – 50 кв.м., с шестого по четырнадцатый – 100 кв.м., для взрослых требуется уже не менее 200 кв.м.

Для страусиной фермы обязательно требуются инкубаторы. Так как на разных стадиях инкубации яиц требуются разные режимы температуры и влажности на ферме должны быть либо два инкубатора (основной и выводковый), либо инкубатор с переключением режима. Страусиное яйцо инкубируется в течение 43-45 дней, из низ 39 дней в основном инкубаторе и 4-7 дней в выводковом.

Количество потребленного корма зависит от возраста птиц и от энергетической ценности корма. Суточное потребление растущими страусами составляет 3-4 % от массы их тела. Взрослая птица потребляет ~ 2,5 % концентрированного корма от собственной массы. Питание взрослой птицы может базироваться на корме для кур несушек ПК-1, для птенцов на ПК-5 с учетом некоторых различий. Кроме того существуют специализированные импортные концентрированные корма. При этом самое главное для питания страуса – это обеспечение правильного содержания протеина в кормах.

Обычно различают два варианта начал бизнеса. Первый предполагает приобретение половозрелых птиц семьями. В этом случае уже на следующий сезон можно начать реализацию молодняка. Второй вариант предполагает покупку или оплодотворенных яиц или молодняка в возрасте до 3 месяцев. При этом получение товарной продукции откладывается на 1,5 – 2 года[2].



[1] По некоторым данным «Метро» требует обеспечения стабильных регулярных поставок на уровне3000 кг. в месяц, что доступно только большой ферме.

[2] В дальнейшем в расчетах будет учитываться только первый вариант как дающий быструю отдачу.