Сегодня приступаем к новой теме – оценке стоимости АЗС. Методика сравнительной оценки стоимости компаний и организации выборки описана в первой статье цикла.

Ниже даны характеристики исходной выборки АЗС, на основе показателей которых мы будем делать  выводы и заключения:

  •  Дата сбора информации: 1 квартал 2012 года.
  • Период сбора информации о предложениях по продаже: 2009-2012 годы.
  •  Адреса сайтов, по которым проводилась выборка: www.ab-br.ru, www.bizterra.ru, www.businessesforsale.ru, www.biznes4sale.ru, www.bizzona.ru и др.
  •  Общее количество отобранных объявлений: 416.
  •  Количество уникальных объявлений о продаже[1]: 203.
  •  Критерии отбора объявлений: отрасль – автозаправочные станции, наличие в тексте объявления финансово-экономической информации (цена, технические характеристики АЗС, размер выручки или чистой прибыли за период), бизнес располагается на собственных площадях.
  •  Регионы, попавшие в выборку[2]: малые населенные пункты (деревня, поселок, небольшой город[3] или некрупные междугородние дороги) – 35; средний город[4] — 54; областной центр (или дорога областного или регионального значения) – 45; значимая федеральная трасса – 48, столичные города (Москва и С.Петербург) — 21.
  •  Организационно-правовая форма выбранных компаний – преимущественно ООО или имущественные комплексы.
  •  Финансовые особенности: компании выставляются на продажу без крупных долгов или обязательств, которые могут оказать существенное влияние на стоимость бизнеса. В этом смысле компании оказываются практически не отличимыми от имущественных комплексов.

В качестве стоимости компании (имущественного комплекса) берется цена предложения, указанная в объявлении о продаже бизнеса.

В первую очередь рассмотрим основные мультипликаторы, которые могут быть использованы для оценки бизнеса, а так же некоторые вспомогательные характеристики.

1. Цена/месячная выручка.

Мультипликатор цена/выручка для АЗС.

Мультипликатор P/S для АЗС

Проведенный анализ показывает, что по оценке владельцев цена АЗС составляет в среднем 8 месяцев продаж. Медиана – 7,4. При этом диапазон мультипликатора P/S для данного вида бизнеса достаточно широк: от 2 до 20. Уровень связи между ценой и выручкой достаточно высок. Значение коэффициента R2 составляет чуть более 0,7.

2. Цена/годовая прибыль.

Мультипликатор цена/прибыль для АЗС.

Мультипликатор P/E для АЗС.

По оценке владельцев АЗС, продающих свои активы, среднее значение мультипликатора P/E составляет ~ 5,5. Медиана показателя – 4,5. Уровень связи между ценой и прибылью ниже, чем между ценой и выручкой (и число наблюдений существенно меньше). Значение R2 находится на уровне 0,67. Коэффициент капитализации для АЗС, рассчитанный по показателю чистой прибыли можно оценить на основе рассмотренных данных на уровне 18-22 %.

3. Оценка срока окупаемости бизнеса его владельцами.

Любопытно сравнить оценку мультипликатора P/E, даваемую владельцами, с их же оценкой срока окупаемости бизнеса.

Срок окупаемости АЗС.

Срок окупаемости АЗС по типам местоположения.

Как видим, в среднем срок окупаемости, рассчитанный по значению чистой прибыли АЗС (5,5 года) будет почти на 3 года выше (или в 2,5 раза), чем этот же срок, озвученный самими владельцами бизнеса напрямую (2,2 года). Остается вопрос: насколько близко к истине находится заявленное значение чистой прибыли АЗС?

4. Срок существования продаваемого бизнеса.

Возраст продаваемых АЗС.

Возраст бизнеса АЗС по типам местоположения.

Как видим, для всех типов местоположения существует характерный срок для массового выставления АЗС на продажу. Он составляет от 6 до 8 лет. Можно предположить, что это связано с неким предельным сроком использования нового оборудования АЗС, после которого его эксплуатация становится экономически неоправданной или требует значительных инвестиций в модернизацию.

Во второй части рассмотрим, как влияет местоположение АЗС на ее основные характеристики: стоимость, выручку и т.д.

А пока все…


[1] Под уникальным понимается объявление, которое хотя бы по одному из основных условий не имеет аналогов в базах данных.

[2] В дальнейшем указанное деление на категории местоположения АЗС будет сохраняться.

[3] До 20 тыс. чел.

[4] От 20 тыс. чел., но не являющийся областным или региональным центром.