Продолжаем исследование автозаправочных станций. В первой части мы рассмотрели значения основных мультипликаторов, на основе которых можно определить стоимость заправки. Сегодня попытаемся выяснить, как влияет на стоимость АЗС тип ее местоположения.

 Все АЗС попавшие в выборку были разнесены по следующим типам местоположения:

  • малые населенные пункты (деревня, поселок, небольшой город[1] или некрупные междугородние дороги);
  • средний город[2];
  • областной центр (или дорога областного или регионального значения);
  • значимая федеральная трасса;
  • столичные города (Москва и С.Петербург) — 21.

 Для первого раза подобного укрупненного разделения будет достаточно. Приступим.

 1. Цена АЗС в зависимости от типа местоположения.

Оценка влияния местоположения на цену АЗС.

График. Цена vs. местоположение АЗС.

Как видим, средняя стоимость АЗС возрастает по экспоненте при переходе от худшего типа местоположения к лучшему. В среднем стоимость 1 АЗС в малых населенных пунктах составляет около 15,5 млн. руб., в городах с населением от 20 тыс. чел. ~ 22 млн. руб., в областных центрах около 26 млн. руб., на крупных федеральных трассах уже почти 35 млн. руб., а в столичных городах почти 59 млн. руб.

 2. Месячная выручка АЗС в зависимости от типа местоположения.

Оценка влияния местоположения на выручку АЗС.

График. Выручка vs. местоположение АЗС.

Как видим месячная выручка, приходящаяся на одну АЗС, растет более или менее линейно. Здесь в отличии от значений средних цен не наблюдается резкий рост на последних двух типах местоположения – на федеральных трассах и в столицах.

 Можно отметить еще тот факт, что среднее значение выручки по АЗС, расположенным в областных центрах и на крупных федеральных трассах, почти совпадает, хотя цена по ним отличается значительно.

График. Выручка vs. цена АЗС.

В целом по представленным данным можно заключить, что цена составляет чуть более 7 значений месячной выручки АЗС, что, в общем, более или менее совпадает с оценкой мультипликатора P/S сделанного в первой части статьи. Хотя можно отметить, что в данном случае значение мультипликатора изменяется вероятнее всего не линейно, а по некоему криволинейному закону.

 3. Цена 1 топливораздаточной колонки в зависимости от местоположения АЗС.

Оценка влияния местоположения на цену 1 ТРК на АЗС.

График. Цена 1 ТРК vs. местоположение АЗС.

 Динамика средней цены 1 топливораздаточной колонки в целом повторяет закономерности, отмеченные для средней цены АЗС.

 4. Цена 1 кв.м. улучшений АЗС в зависимости от типа местоположения.

Оценка влияния местоположения на цену 1 кв.м. улучшений на АЗС.

График. Цена 1 кв.м. улучшений vs. местоположение АЗС.

Цена 1 кв.м. улучшений на АЗС так же изменяется по экспоненте в зависимости от типа местоположения. Если в небольших городах ее значение составляет около 200 тыс. руб., то для столиц эта величина возрастает вдвое, до 400 тыс. руб.

 5. Цена 1 кв.м. земельного участка АЗС (с учетом всех улучшений) в зависимости от типа местоположения.

Оценка влияния местоположения на цену 1 кв.м. земли на АЗС.

График. Цена 1 кв.м.земли vs. местоположение АЗС.

Характерно, что средняя цена 1 кв.м. земельного участка АЗС (с улучшениями) не изменяется так же как удельная стоимость улучшений. Очевидно, такое поведение является следствием избытка земли, занятой АЗС, в некоторых типах местоположения. Особенно это касается АЗС, расположенных на федеральных трассах, где нет ограничений на площадь участка, которые накладывают города.

 В третьей части статьи рассмотрим некоторые экономические особенности функционирования АЗС.

 Ну а на сегодня – все…



[1] До 20 тыс. чел.

[2] От 20 тыс. чел., но не являющийся областным или региональным центром.